ЛитГраф: фрагмент книги на продажу
    Миссия  Поиск  Журнал  Кино  Книжный магазин  О магазине  Сообщества  Наука  Спасибо!      Главная  Авторизация  Регистрация   

 

 
Друзья:
Evgeniya Аристархова
Наталия Гилярова
Джон  Маверик
Вова Шлифовальщик
Татьяна  Стрельченко
alex beck
Иван Тестов
Валерий Цуркан


Сборник

Бремя пророка

Фрагмент книги

Илья Варшавский
    
    ЭЛЕКТРОННАЯ СОВЕСТЬ
    
    
    Я забыл ключ от квартиры, и теперь мне предстояло про-вести где-то два часа, пока вернется жена. К счастью, стоя-ла отличная погода, и я решил переждать в парке. Как все-гда в это время, там было немного народа. Мамаши с коля-сками, детишки, играющие в классы на дорожках, пенсио-неры, прогуливающие собак. Вот и все, если не считать не-скольких завсегдатаев, постоянно околачивающихся у пив-ного ларька.
    Я без труда нашел свободную скамейку в тени и приго-товился ждать. Мне не знакомо такое понятие, как скука. В трамвае, на прогулке, дома мой мозг постоянно занят поис-ками сюжетов, поэтому любое уединение мне только при-ятно. Во всяком случае, никто не отвлекает.
    Я был настолько погружен в свои мысли, что невольно вздрогнул, когда услышал обращенный ко мне вопрос:
    – Простите, мое присутствие вам не помешает?
    Передо мной стоял человек с интеллигентным лицом, еще не старый, хотя волосы на висках уже поседели, а на темени заметно проступала лысина. Одет он был более чем скромно. Дешевые хлопчатобумажные брюки, давно не утюженные, ковбойка, которую не грех было и выстирать, на ногах запыленные сандалии. Видно, материальные дела его шли не блестяще.
    – Пожалуйста, садитесь, – ответил я, послав его мыслен-но ко всем чертям. У меня только что начала складываться в голове занятная ситуация для рассказа, и соседство по-стороннего человека никак не способствовало нормальному течению мыслей.
    Однако он не сел, а уставился мне в глаза каким-то странным изучающим и в то же время вопрошающим взглядом.
    Я не люблю таких штук. Пристальный взгляд посторон-него человека обычно выводит меня из равновесия. Чтобы как-то все это прекратить, я спросил:
    – Вам кажется, что мы знакомы?
    – Нет, нет! – смущенно ответил он. – Просто у меня та-кая скверная привычка смотреть людям в глаза. Это... знае-те ли, осталось с тех пор, когда я имел дело с электронной совестью.
    Электронная совесть?! Я уже говорил, что постоянно за-нят поисками сюжетов. Электронная совесть, такого мне еще в голову не приходило. А ведь, пожалуй, интересная тема. Теперь нужно было его не спугнуть и постараться выведать, что это за электронная совесть.
    – Садитесь, садитесь! – сказал я. Он сел.
    Некоторое время я колебался, не зная с чего начать раз-говор, а потом напрямик спросил:
    – Вы сказали, электронная совесть. Мне не совеем по-нятно... Может быть, вы объясните?
    – Что ж, охотно! Но, видите ли, придется начать издале-ка, и я не знаю, не надоест ли вам слушать.
    – Что вы! Я весь внимание!
    Он достал ив кармана смятую пачку папирос, извлек окурок и вежливо спросил:
    – Не помешает?
    – Пожалуйста, курите! К сожалению, я не курящий и не могу вам предложить...
    – Не беспокойтесь! – Он с наслаждением сделал не-сколько затяжек. Значит, так... Для начала надо дать авто-биографическую справку. Без нее всего не понять. Я родил-ся и вырос в интеллигентной семье. Родители были обеспе-ченными людьми и очень меня баловали. Сами понимаете, единственный сын. Они меня не стесняли в деньгах, и рос я, признаться, изрядным шалопаем. Еще в школе подобра-лась такая компания. Вечеринки с выпивкой, поездки за город, пикники, в общем, уже к шестнадцати годам я при-страстился к алкоголю. Все же, школу окончил и поступил в университет. У меня была тяга к гуманитарным наукам. Все шло как будто хорошо, занятия меня увлекали, и пил я совсем немного. Родители по-прежнему во мне души не чаяли, кроме того, была еще и девушка, словом, это, пожа-луй, самые счастливые годы моей жизни.
    Так шло до третьего курса, пока неожиданно не умер от инфаркта отец. Мы остались вдвоем с матерью. Вскоре у нее обнаружился рак. Прожила она вдовой совсем немного.
    С горя я запил. После родителей остались кое-какие ве-щи. Я продавал, а деньги пропивал. Вся жизнь шла в каком-то угаре. Занятия в университете забросил. Несколько раз вызывали повесткой в деканат, но я не являлся. В конце концов исключили.
     Пил я в то время как зверь, а на это нужны деньги. Ско-ро я все вещи распродал и перебивался случайными зара-ботками. Работал подсобным рабочим в магазинах, грузчи-ком на складах и, если уж быть совершенно откровенным, стал нечист на руку. А тут еще дружки… Противно даже вспоминать.
    Квартира наша превратилась в коммунальную. Мне ос-тавили одну комнату, а остальные заселили.
    Я часто являлся домой пьяный, в уборке мест общего пользования участия не принимал, все это, естественно, вызывало протесты других жильцов,
    И вот однажды, вернувшись домой, как говорится, «еле мозжаху», я обнаружил, что потерял ключ от комнаты. По-пробовал ломать дверь, не поддается. В общем, улегся спать в коридоре.
    И тут меня подобрал один из соседей. Занятный человек, уже в летах, но вечно чем-то увлеченный. Знаете, из тех, кто все может. Телевизор собрать, радиоприемник, почи-нить холодильник и так далее. Работал он в каком-то ин-ституте и, кажется, имел отношение к вычислительной тех-нике.
    Как сейчас помню, дело было в субботу. Он отвел меня к себе, уложил спать на диване. Утром отпоил крепким ча-ем и начал промывать мозги, стыдно повторить все, что он тогда высказал. Вертелся я, как угорь на сковородке, а под конец он сказал: «Если у тебя, скотины, нет своей совести, так пользуйся хоть электронной».
    Я, признаться, не обратил внимания на эти слова, думал – он это так, для вящей убедительности. Да и голова у меня трещала с попойки. В общем, наобещал я ему исправиться, взял взаймы три рубля и отправился, так сказать, лечить подобное подобным.
    Все же начал я его как-то стесняться и, если что, проби-рался к себе в комнату без излишнего шума.
    Прошло месяца два. Как-то вечером слышу стук в дверь. Открываю – он.
    «Помогите, – говорит, – внести». Смотрю: какое-то со-оружение. Спрашиваю, что это, отвечает: «электронная со-весть». Ну и ну! – думаю. Однако помог.
    Что вам сказать? Три вечера он мне втолковывал про эту электронную совесть, и только когда я начал ею пользо-ваться, понял, что это за штука. Сейчас постараюсь объяс-нить.
    Есть элементарные нормы человеческого поведения. Их можно свести в краткие правила. Например, десять запове-дей. Ничего особенного. «Не убий», «не укради» – такое можно в любом уголовном кодексе найти. Некоторые на-рушения по суду не преследуются, но сами понимаете, хва-стать такими деяниями нормальный человек не станет. В общем-то, многие люди обходятся и этими критериями со-вести.
    Вместе с тем, существуют и этические критерии высшей категории. Такие, что человеку порой и не разобраться. Помните, например, у Достоевского? Можно ли признать самый идеальный мировой порядок, если для его достиже-ния пришлось убить одного-единственного ребенка? Таких проблем есть очень много. Некоторые из них решаются и так и этак, в зависимости от обстоятельств. Человеческому мозгу порою просто не под силу проанализировать все воз-можные последствия серьезного поступка с учетом интере-сов множества людей, этических факторов и прочее. Такое может только электронно-вычислительная машина.
    Так вот, электронная совесть дает возможность, решать этические задачи обеих категорий.
    Для первых, типа заповедей, вообще и электроники-то никакой нет. Просто два очень искусно сделанных глаза. Какая-то система подсветки, создающая особый эффект. Где бы в комнате ты ни находился, кажется, что они на тебя смотрят.
    Вы знаете, не зря древние иконописцы уделяли так мно-го внимания глазам. Человеческие глаза обладают каким-то удивительным свойством. Недаром их называют зеркалом души. Какая разнообразнейшая гамма выражений у этих самых глаз, которые, казалось бы, предназначены только для того, чтобы смотреть. Теперь представьте себе, что вы один в комнате, и на вас вопрошающе глядят строгие глаза. Кажется, что они проникают в самую душу. Однако, это – не икона. Религиозный человек всегда хитрит, даже в мо-литве. «Не введи нас во искушение, но избави нас от Лука-вого». Чувствуете? Тут уже заранее вина перекладывается на кого-то другого. Ввел в искушение, попутал Лукавый. Кроме того, надежда на исповедь. Грехи отпустятся. Как говорится, не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не простится. Вот если бы на исповеди каялись в еще не совершенных грехах… Да и то, что может полуграмотный поп? Нет, человек должен сам быть своим судьей, суровым и безжалостным! Так вот, эти глаза. Наедине с ними сам себе не соврешь! Казалось бы, нехитрая штука, а сколько мыслей передумаешь...
    Однако, самое интересное – устройство для решения этических задач высшего порядка. Нечто вроде электронно-вычислительной машины с программой, как для игры в шахматы.
    Предположим, вы собираетесь совершить какой-то по-ступок, затрагивающий других людей, и не уверены, к чему все это поведет. Имеется специально составленный талмуд с множеством типовых вопросов. Каждый из них имеет свой индекс в двоичной системе. Нужные индексы вы пе-реносите на картонную карточку такими щипцами, ну, знаете, вроде тех, что контролеры в поездах пробивают би-леты. Карточку вводите в машину. Через минуту нажимае-те рычажок и получаете назад карточку с ответом «да» или «нет», Машина перебрала все возможные варианты послед-ствий, сверила их с этическими нормами, заложенными в программу, и дала совет: действовать или воздержаться.
    Повторяю, я сразу освоился со всей этой техникой. При-знаться, особо сложных моральных проблем передо мной не возникало, хватало вполне и тех глаз, однако из любо-пытства я провел несколько опытов и с карточками. Тут тоже все получалось здорово.
    Так прошло около месяца. Если бы вы знали, сколько я передумал за это время! Пить бросил, нашел работу кор-ректора в издательстве и даже начал подумывать о продол-жении образования, разумеется, заочно.
    Тут нужно сказать, что еще до всего этого я был заме-шан в одной
    очень некрасивой истории. Все, казалось, было забыто, но вот неожиданно возникла угроза разоблачения. Ситуа-ция была очень запутанной, связанной с моими прежними дружками и одной женщиной, которая поневоле оказалась в центре событий. По этому делу велось следствие. Я мог бы выйти сухим из воды, прямых улик против меня не бы-ло, но тогда пострадала бы эта женщина, человек, в общем, к делу непричастный. Вместе с тем, если бы я признался, на меня бы свалили и чужие грехи. Словом, случай как раз для электронной совести.
    Целую неделю я потратил, чтобы перевести всю эту си-туацию на перфокарту. Наконец, все было готово. Я вклю-чил машину, контрольная лампочка не горит. Видно, где-то внутри перегорел предохранитель.
    Кинулся к соседу, его нет дома, на завтра у меня повест-ка к следователю. Разволновался я ужасно. В конце концов решил попробовать сам что-нибудь сделать. Снял заднюю крышку и обомлел. Никакой электроники там и в помине нет. Просто, когда нажимаете рычаг, подскакивает метал-лический шарик, который потом падает либо в левую поло-вину лотка, либо в правую и там замыкает контакты. Сло-вом, все зависит от чистой случайности, либо «да», либо «нет», еще примитивнее рулетки.
    Трудно передать, каким для меня это было разочарова-нием! Ведь я слепо во все верил. Напился я в тот день до скотского состояния, а когда вернулся домой... В общем, свел с этим соседом все счеты. В результате получил три года.
    И знаете ли, все эти три года думал. Хотелось во всем разобраться. Ведь все-таки эта самая электронная совесть мне чем-то помогала. Ну, глаза – глазами, тут понятно. Может быть, если б мы чаще смотрели людям в глаза, все было бы иначе. А вот этот шарик... Решение сложных эти-ческих проблем с пятидесятипроцентной вероятностью правильных ответов. Ведь это – не так мало. Каждый из нас, действуя в сложных обстоятельствах, допускает значи-тельно больше ошибок. Если бы все люди в пятидесяти случаях из ста поступали правильно, наверняка человечест-во было бы уже иным. И машины никакой тут не надо. Обыкновенная монетка, орел или решка. О, я предвижу ва-ши возражения. Вы хотите сказать, что человек, бросая мо-нетку, может невольно сжульничать. Не зря говорят, что нет большего хитреца, чем тот, кто старается обмануть са-мого себя. Однако в данном случае есть способ, исклю-чающий любой самообман. Смотрите, как это делается! – Он вынул из кармана несколько двухкопеечных монет. – Нет, это слишком легкие, нужно что-нибудь потяжелее. Благодарю вас! Вот как раз то, что требуется.
    Он положил монету между указательным и большим пальцем и, ловко закрутив, щелчком пустил ее вверх.
    – Глядите! – Монета шлепнулась к нему на ладонь. – Герб! Это у меня всегда означает «да». Тут, как видите, безо всякого мошенничества.
    Он снова внимательно поглядел мне в глаза, затем под-мигнул и, зажав в кулаке мой двугривенный, направился к пивному ларьку.

    Купить и читать далее

Вернуться


 

Рекомендуем:

Скачать фильмы

     Яндекс.Метрика  
Copyright © 2011,