| ||||||||||||||||||
Друзья:
|
Дона её зовут. Не
Донна с двумя Н – она ведь не итальянка – а просто Дона. Она прозу пишет, не стихи – в стихах Дона ни
одной путевой рифмы не сложит. Если поэта женского рода называют поэтесса, то Дона...
она себя называла – прозоэсса. Звучно
так. Дона романы писала, длинные, сюжетные. Роман, значит, всегда должно быть
про любовь. Про любовь Дона и писала. Несмотря на то, что у неё самой любви
нет. В настоящее время нет, а раньше... мало ли что было раньше, она ведь не
свои любви описывает, гораздо интереснее писать про чужие страсти. У Доны уже четыре
романа написано. Пишет Дона от руки, простой шариковой ручкой, и отдает
перепечатать давней и старой – и по возрасту тоже – приятельнице Софии. София
на компьютере, за небольшие деньги, печатает её рукописи, не забывая всякий раз
укорить, что вот, она старая, а научилась, а ты... и в том же духе. А Дона не хочет осваивать компьютер – лишний
труд, лучше она заплатит Софии, или подарит ей французские духи – старушка от
них приходит в восторг. Если до прошлой недели Дону можно было
назвать графоманкой – когда не печатают, именно так автора и называют, то
теперь... её четвертый роман «Интриги» приняли в издательстве! И Редактор попросил, через секретаря,
прислать по почте портрет и биографию. По электронной почте, разумеется. Дона
побежала покупать компьютер, заодно и сканер, техник всё это добро подключил, и она пригласила Софию «на чай с тортом».
Старушка любит сладенькое и быстро явилась. Но чай с тортом она получила только
после того, как научила Дону нужным премудростям, на это ушло три часа, и Дона
так устала, что прилегла «на минуточку» на диван, и заснула... * София задумчиво пила чай, не спеша, снимала
ложечкой верхний пышный слой розового крема и, жмурясь от удовольствия,
отправляла в рот. Иногда она поглядывала на экран компьютера – там красовался
большой портрет хозяйки дома – София отсканировала единственное приличное фото
Доны. На портрете было явно много лишнего. Клиентка заслуживала некоторого
улучшения, крем нежный и вкусный, и чай хорошего качества. София села к
компьютеру. Первым делом она убрала из руки клиентки большой бокал с красным
вином и стерла ресторанный фон с барной стойкой, а спутника – мужественного красавца, она отрезала еще при
участии Доны – та только ойкнула при этой операции – красавец удалился
навсегда, да он и из жизни её уже удалился, но всё равно ей было его жалко. «Но
теперь новая жизнь начнется, так чего на него смотреть», - сказала Дона вслух,
и София кивнула. «Новая жизнь», -
пробормортала София, оглядываяь на остатки крема на торте, и, после некоторых
манипуляций, на месте барной стойки
появились симпатичные малиновые цветочки. Фон очень теперь гармонировал с
цветом помады и со светлым нарядным платьем клиентки. Подумав, София улучшила
цвет лица, убрала две намечающиеся морщинки возле глаз и одну на шее... Теперь
клиентка стала настоящей красавицей, и можно было доесть крем... Конечно,
последний роман Доны не могли не принять, ясен пень. Сюжет был хорош – еще бы!
– но текст... просто его перепечатывать,
как предыдущие, стало так скучно... он просто нуждался в переработке... хотя и
без ошибок – Дона говорит, что в школе хорошо грамматику учила. Когда
Дона проснулась, София уже ушла, на столе стояла чашка с остатками чая и
круглый «голый» торт. А на экране сиял
изумительный портрет. «Кажется, это я, - сказала Дона. - Пожалуй, даже Донна –
с двумя Н» И отправила Редактору портрет и биографию –
это оказалось так легко и просто, теперь всё она будет делать сама. Но с Софией
всё равно будет дружить – у этой старушки разных историй навалом, и все про
любовь. Софиины сюжеты – просто кладезь. За каждый сюжет – торт. Кому слава,
кому торт – всё здесь сладкое. Тут Доне, показалось, что за
спиной кто-то стоит и повеяло ароматом «Пикассо». Дона оглянулась – никого. «Ну
ладно, и французские духи», - великодушно решила Дона. Редактор рассматривал
присланный портрет и хмыкал. Ну, и что это за тигрица такая в цветочках? Глаза
какие-то... «вострые» – как говорят. Ей бы в руку бокал с вином и красавчика
рядом. Тут по экрану пробежала нечеткая рябь...
«тигрица» поднесла к накрашенному малиновому рту большой бокал с красным
вином... рядом с ней слабо проявился силуэт мужчины... он сделал движение рукой
со своим бокалом вперед, как бы желая выплеснуть вино кому-то напротив в
лицо... Редактор отшатнулся и протер глаза. Домой пора идти, устал, вот и
мерещится чер-те-что. Ему опять почудилось, что... что портрет ему подмигнул.
Как будто согласился, что, да, пора домой.
Редактор очень не любил
всякую чертовщину, пусть он в неё и не верил нисколько. Почему-то Редактору
захотелось отказать новому автору в публикации, но ведь поздно, рукопись
принял, и аванс выписали в бухгалтерии. Но больше он у неё ничего не возьмет, хотя
роман написан хорошо, не то, что прежние ее опусы. Всё равно, только этот
роман, и баста! Вдруг Редактор ощутил на своем лице что-то мокрое,
будто кто-то плеснул – то ли водой, то ли... По полу растеклось красное пятно...
и по пиджаку тоже... Экран погас, хотя его никто
не выключал. *
Роман «Интриги» вышел приличным
тиражом, в твердой красочной обложке. Дона быстро вошла в «литературные круги»,
посещала ителлектуальные тусовки, представляясь, говорила: «Донна, прозоэсса».
«С двумя Н?» – уточняли, и она кивала и показывала книжку: на обложке стояло
большими буквами «ДОННА», и название романа. Красиво и звучно. Как на старой
пластинке у Софии: «Белла, белла, белла-белла донна, донна дорогая, приходи, я жду
тебя в таверне «Двери рая». Вот и двери рая. Роман неплохо продавался в
книжных магазинах, часто Дона присутствовала и подписывала книгу покупателям. Все,
кто брали в руки роман, немного удивлялись: на обложке не было портрета автора,
только рамка и внутри цветочки. но Дона почему-то этого не замечала. Однако, спросить
никто не решался, тем более что автор стоял рядом, с собственным, так сказать,
лицом. Которое очень похорошело и помолодело после выхода в свет романа. Слава
и удача красит всех. Однажды одна дама-покупательница
сказала Доне, ткнув в раскрытую на последних страницах книжке: «Вот тут мне
очень-очень понравилось. Такой драматичный финал!». Дона заглянула и пробежала
глазами несколько строчек. Да, здорово. Неужели она так написала? Ну конечно,
просто кое-что забылось, столько волнений теперь... «И весь ваш роман
замечательный, такие интриги – просто блеск!» - восхищалась дама, и Дона
довольно улыбалась. Как-то Дона проснулась среди
ночи от страха. Ей приснилось, что никакого романа нет и никогда не будет, она
вскочила с постели и бросилась к столу. Книги – авторские экземпляры – лежали стопками, Дона, счастливо улыбаясь,
перебирала их... а где же портрет?.. На
этой нету, на этой нету, и на... на всех нету!
А ведь он был? Или нет?.. Дона кинулась к телефону,
забыв, что ночь, стала звонить Софии, жаловаться и стонать. София бодрым
голосом, словно и не спала, успокаивала Дону и сказала, что следующий роман
выйдет непременно с портретом, и к Редактору обращаться не стоит, он тут ни при
чем... - А кто при чем? - возмутилась
Дона, - только он, он! Так где же мой портрет?! - завопила Дона, но на другом
конце повисла тишина, словно София вдруг уснула. Как
Дона могла знать, что Портрет «ушел» и живет теперь другой, своей жизнью. А оно
ведь так и было, так и случилось. Зачем торчать на обложке и позволять трогать,
пачкать немытыми руками, или ронять на пыльный пол, потом засовывать в сумки,
портфели... омерзительно всё это, чтобы можно было стерпеть. Новая
жизнь Портрету понравилась. Он гулял по проспекту, заходил в разные любопытные
места. В кинотеатре посмотрел фильм ужасов про пауков – не страшно, но
противно. В зоопарке тигрица в клетке ощерилась на него, а тигр, напротив,
сделал умильную морду, и Портрет прижался к ограде – тигр лизнул в щеку с
признательностью. Обезьянки в вольере засуетились и протягивали через прутья
мохнатые ручки – угостить их было нечем. Внизу на песке валялись в изобилии
фрукты, но им было мало. Ну да, всем всегда всего мало. Здоровенный синий
попугай отчего-то взволновался, захлопал крыльями и заорал «Доброе утро!», хотя
на клетке висела табличка «Неговорящий попугай, не дразните птицу». А никто и
не дразнил, попугай сам раскипятился. Портрет только отошел, как вслед
понеслось: «Прррощай! Сама дурра! Крррасота!». Так дура или красота?.. Может, и то и другое. Наступил вечер. Портрет заметил на другой
стороне улицы вспыхивающую надпись «ДИСКОТЕКА» и направился туда. В дверях всех
посетителей задерживали, охранники изучали лица и осматривали сумки, но Портрет
спокойно прошел мимо, незамеченный. Громкая музыка, бегущие по залу цветные
слепящие лучи и всеобщее сумасшествие сразу захватило. Черноволосый красавец
втянул Портрет в беснующийся круг... «Никогда тебя здесь не видел... Ты хорошо
танцуешь, но... твое платье...». «А что с платьем?» «Оно не подходит для таких
танцев. Скорее, для ресторана». В ресторане пили красное вино из больших
стеклянных бокалов. Красавец спутник оказался очень вспыльчивым и плеснул вином
в солидного мужчину, пригласившему Портрет танцевать. Видимо, у красавца милая
привычка была – плескать вином в неугодных ему. Было уже ясно, что неумеренная
вспыльчивость и ревность ни к чему хорошему в дальнейших отношениях не
приведут, но... зверей бояться, в зоопарк не ходить. Была слабая надежда
приручить зверя... * Дона с увлечением писала
новый роман под названием «Брызги», уже подошла к финалу, пальцы так и бегали
по клавишам. Сюжет был по одному из устных рассказов Софии. София названивала,
наверно, торта хотела, но Дона отговаривалась занятостью. Незачем старушке
знать, о чем она сейчас пишет. Хорошо, что в роман «Интриги» София не вчиталась
– слепо перепечатала, как всегда. А то могла бы часть гонорара потребовать за
сюжет... Хотя, это вряд ли, старушка совсем невредная да и глуповатая. Засидевшись до глубокой ночи,
Дона пошла спать. Уснула нескоро и с
трудом, то ли недавно выпитый крепкий чай помешал, то ли из-за крутившегося в
голове очередного сюжета – из другой истории, рассказанной когда-то Софией.
Сюжеты в голове перемешались... и Доне приснился странный сон. Сначала она
гуляла в зоопарке и ушла оттуда под руку с тигром, а тигрица рычала и
бесновалась в клетке. А вслед вопил красный попугай: «Дерржи их! Укррали! Укррали!».
Тигр скоро исчез, а она танцевала с красавцем со жгучими глазами, потом они
пили красное вино... Дона ощутила на лице влагу... Дона открыла глаза, не
понимая, где она, и почему по лицу текут слезы. Опять красавец приснился... Экран
компьютера светился, на экране был виден текст. Хотя перед сном она его
выключала, точно. За столом сидела София. Она пила чай и доедала кусочек торта
с почти пустой тарелки. Повернулась к Доне и тихо сказала: «Это нехорошо». «В
соавторы хочешь?» - усмехнулась Дона. София покачала головой и тоже
усмехнулась. «Я тебе принесла свой портрет», - сказала она и показала
фотографию. «Старая я тут, но раньше я была красавица, но не фотографировалась,
теперь жалею. Ну, ничего, можно улучшить и для обложки подойдет». «Еще чего!» -
воскликнула Дона и проснулась. Солнечное утро, отличное настроение, руки так и
тянутся к клавишам, осталось-то пару абзацев написать. На столе чашка и пустая
тарелка с крошками... откуда, непонятно, надо помыть. Дона открыла холодильник
взять пакет молока и не обнаружила торта, что вчера купила, вот здесь
положила... Ну да, наверно, заплатила, а не взяла, такая вот рассеянная стала. Дона
села к компьютеру... Надо же, оказывается, она роман вчера вечером закончила,
вот написано: «Конец». Молодец Донна! - похвалила она себя. - А название какое
прекрасное придумала – «Брызги»! Перечитывать не стала – ошибок у неё не бывает,
распечатала и понеслась в редакцию. При виде прозоэссы смазливая секретарша мило
улыбнулась, предложила кофе и сняла трубку телефона. «Пришла наша автор Донна,
- защебетала она, - хочет к вам зайти...». Она замолчала, лицо стало
вытягиваться, она положила трубку и извиняющимся тоном сказала: «Я не очень поняла... Какая-то чистка, пиджак...
Может, он заболел, сейчас инфекции разные гуляют. Но вы, Доночка, всё же
зайдите..» А Дона и так уже зашла в кабинет. Редактор, в новеньком сером
костюме, что-то писал и даже сесть не предложил. Дона протянула толстую
рукопись, но он отстраняюще замахал руками. - Нет-нет! Больше вас издавать мы не
будем! У нас всё расписано на три года вперед! Вы же не станете ждать три
года... - А что случилось? - глаза Доны
сузились. - Роман «Интриги» вы издали вне всякой очереди! И, кажется, неплохо
заработали на мне. А я получила не так
уж много. Тем более, что весь тираж вышел почему-то без моего портрета! Рамка с
цветочками и всё! - Про портрет я ничего не знаю, -
стушевался Редактор. - Это ошибка типографии, не наша. - Меня чужие ошибки не касаются! Я
вообще ненавижу ошибки! - и Дона грохнула рукописью об стол. - Я могу и в суд за это подать! На Редактора смотрели злые
тигриные желтые глаза, и он зажмурился. Когда снова глянул на Дону, то перед
ним стояла мило улыбающаяся, но раздосадованная красивая женщина с зеленоватыми
глазами, такую женщину и в ресторан можно пригласить... Нет! Романы с
прозоэссами хорошо не кончаются, опыт печальный уже есть, они странные все,
прозоэссы... Знаем мы наши суды, проходили. С этой станется... - Хорошо... мы берем ваш роман. Но,
давайте, без вашего портрета, а то опять, мало ли что... - Как это можно, без портрета?! -
возмутилась Дона. - Разве так бывает? - Бывает. Сами авторы иногда
отказываются. Или дайте другой... Только по почте, и не мне, а секретарше. - А договор? - Тоже с секретаршей обговорите, а я
подпишу. После того, как прочту вашу рукопись. - А вы читать будете? - удивилась
Дона. - Можете поверить, что этот роман еще лучше прежнего! - Я всегда читаю, - вежливо ответил Редактор. - А всё же... куда исчез мой портрет? Редактор пожал плечами. - Не знаю. Может, гуляет
где-нибудь... - криво усмехнулся он. - Это у Гоголя нос гуляет сам по
себе, - блеснула литературными познаниями Дона. - Хотя... ведь это отличный сюжет! Как вы считаете? Редактор непонятно кивнул, на том и
расстались. - Фантазии у тебя не хватит, -
буркнул в закрывшуюся дверь Редактор и потянулся рукой вытереть лицо. Но лицо
было сухое. Тут
дверь снова открылась и вошел Портрет. Редактор сразу узнал его и смотрел в
онемении, только губами пошевелил. - Я желаю вернуться на свое место, -
вежливо заявил Портрет. Он перебрал
стопку книжек на другом столе, нашел роман Доны. Пролистал. - Хотя, нет,
пожалуй, уже не стоит... Текст какой-то
другой... И вообще, на свободе всё же лучше, чем в рамке. Рамка – это ведь
несвобода? Как вы считаете? Редактор уже ничего не слышал,
он сидел в кресле, безвольно свесив голову – микроинфаркт. «Отдыхать надо хоть
когда-нибудь, - сказала горюющая о шефе секретарша. - Или жениться, наконец.
Второй брак, говорят, самый успешный», - и она посмотрела на себя в зеркало. После больницы и отдыха в
Карловых Варах, Редактор, поздоровевший и посвежевший, сидел в кабинете и
просматривал план издательства. Секретарша,
в короткой узкой красной юбке, то и дело припархивала: чай, кофе... нет, кофе
вам нельзя, может бананы вам купить, они очень полезны для... и гранаты тоже...
Редактор откликнулся на заботу
ласковым вгзглядом и согласно кивнул. Упархивая, секретарша столкнулась в
дверях со старушкой. Та отодвинула девушку и, оглянувшись, закрылась ли за ней
дверь, села на стул перед Редактором. И
подавшись вперед, поближе к редакторскому лицу, старушка поведала некую
странную историю – про компьютер, и про то ли подлог, то ли плагиат – старушка запуталась в
терминах, но Редактор всё понял... Вскоре вышел роман «Метаморфозы»,
который стал пользоваться большим успехом. На обложке стояло крупно «СОФИЯ», из овальной рамочки смотрела дама неясного
возраста – лицо гладкое, черные кудри надо лбом, только глаза... они говорили о
длинной жизни. В книжные магазины заходила
старушка, с седыми кудрями и густой сетью морщин на лице. Она наблюдала, как
продается книга и уходила довольная.
«Кругосветный круиз, - бормотала старушка, - вот и сбудется моя
мечта...». Она шла по улице, снисходительно поглядывая на прохожих, которые не
обращали на неё внимания. «Слава,
конечно, хорошо, но деньги лучше... Куплю-ка я торт и зайду к Доне. Девочка в
депрессии, в публикации отказали почему-то...» Но Дона была дома не одна. Она сидела за столом рядом с черноволосым
красавцем, и они пили красное вино из больших стеклянных бокалов. Оба были счастливы.
Красавец глянул на старушку – «что еще
за чудище...», и приподнял бокал с вином,
явно собираясь плеснуть в гостью... Старушка тут же исчезла, вместе с тортом.
«Ну что ж, тоже неплохо, - подумала она. - Каждому свое счастье. Кому круиз, а
кому красавец» Все остались довольны своей участью.
Только Портрет слонялся по городу в поисках приключений. И его чуть не повредили.
Напали сразу трое хулиганов и поспорили за право обладать Портретом. Начали с
комплиментов, а потом... Хорошо, милиция-полиция
спасла. И милиция-полиция сказала, что даме в красивом образе гулять одной по Невскому опасно. Портрету захотелось
вернуться на свое место. Но места уже не
было, бОльшая часть романа «Интриги»
была распродана, а непроданные экземпляры издательство, по велению Редактора,
изъяло, и они пылились в специальной кладовке, где обычно хранился издательский
брак. Потому что без портрета автора – это брак. Что бы там ни говорили – с
портретом все хотят, чтобы личность всем и каждому была видна. Но, чтобы был у этой повести
хороший конец, то надобно добавить, что Портрет проник в кладовку, втиснулся
между пыльных посторонних книг и вернулся на свое место. Но частенько являлась
какая-то старушка в овале и теснила его
прочь. Конечно, видно это никому не было. Ну, а если кто не верит,
почитайте Гоголя. Всякая вещь хороша, если на своем месте находится. Примерно
так. -------------------
|
| ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
Copyright © 2011, | ||||||||||||||||||