| ||||||||||||||
Друзья:
|
Все мы с детства любим и знаем русскую
народную сказку о Колобке и его компании. Но многие ли из нас задумывались над
истинным смыслом этой сказки? Многие ли из нас пытались проникнуть в ее
глубинную суть? Мы перевернули невероятные горы томов научной литературы, но не
встретили ни одной, самой крохотной критической или исследовательской статейки.
Вот нам и пришлось взвалить сие дело великого поту на себя.
Не может быть ни малейшего сомнения в
том, что Колобок являлся вкусным, полезным и питательным кулинарным изделием.
Это видно хотя бы из того, что все без исключения герои сказки пытались его
съесть. В частности, дед да бабка потратили немало трудов, чтобы испечь его: и
по амбару мели, и по сусеку скребли, и тесто месили, и печку топили, и Колобка
пекли. Замысел стариков не отличался хитростью – они просто хотели кушать. Нечистые
на руку историки пытаются внушить нам мысль о том, что в те времена русский
народ голодал, и поэтому дед да бабка – его типичные и яркие представители –
испекли именно Колобок (а не хлеб или пироги) от бедности и безысходности. Но
мы-то знаем, что это не так. Ведь заяц, волк, медведь и лиса явно не
принадлежали к русскому народному сообществу; они явно не походили на угнетённых
и обездоленных крестьян. Тем не менее, все они стремились пообедать посредством
употребления в пищу всё того же Колобка. Вероятнее всего, еще за много верст до
места встречи с главным героем они чуяли его ароматный дух и истекали слюною.
Так что не мешало бы современным историкам заняться поиском утраченного рецепта
изготовления Колобка, а не тратить время на ненужные изыскания сведений о
голодавшей бедноте! Эти исторические факты никого теперь не возьмут за душу; но
ежели руководители наших кондитерских фабрик узнают секрет приготовления
Колобка, они смогут поднять престиж своих предприятий на небывало высокий
уровень, а заодно и увеличить прибыль. И это не пустые слова: вы только
представьте себе этого Колобка – пышного, румяного, душистого, в меру
поджаристого и, следовательно, невероятно вкусного! Вот этой своей внешностью,
да ещё в совокупности с веселой общительностью, Колобок оказывал огромное,
поистине неотразимое влияние на окружающих. Проследим же его путь по нелегкому,
тернистому сказочному пути и попытаемся дать научные комментарии к каждой его
встрече. Встречаться и общаться с дедом и бабкой
Колобку не хотелось: ещё будучи мукою он услыхал от них, какая уготована ему
судьба, поэтому побег из избы в лес был мотивирован лишь нежеланием быть
съеденным. Первым в лесу Колобок встретил Зайца, который, как мы знаем,
является представителем отряда грызунов. Поэтому первая реакция Зайца на
появление Колобка была однозначной: грызть, грызть и еще раз грызть. Однако по
трезвому размышлению этот достойный представитель животного мира пришел к идее
дружественных переговоров с прибывшим лицом, в процессе которых, вероятно, и выяснил,
что Колобок слишком пышен и мягок, и оттого непригоден к полноценному загрызанию.
И хотя дипломатическая демагогия Зайца отсутствует в официальном тексте сказки,
нам кажется, что она звучит в контексте фразы: «Колобок, Колобок, я тебя съем!»,
где под съедением подразумевалась иная мысль: не изведаю удовольствия загрызть,
так изведаю удовольствие морально уничтожить. А ответ Колобка: «Я от дедушки
ушёл, я от бабушки ушёл, и от тебя, Заяц, убегу!» подтверждает лишь тот факт,
что главному герою было жаль тратить время на говорильню и споры с невежей. Таким
образом, невозможность потребления Колобка методом загрызания стала причиной
выпадения Зайца из первичного списка лиц, претендующих на его поедание. Вторым Колобку встретился хищный Волк
по прозвищу Зубами Щёлк. Давайте зададим себе древнейший вопрос: что кормит
Волка? Во-первых, Волка ноги кормят. Во-вторых, его питают невинно убиенные
зайцы, овцы и даже быки. Этот перечень нетрудно продолжить, однако в нём мы не
найдём ни Колобка, ни каких-либо иных мучных кулинарных изделий. Волк, испокон
веков соблюдающий мясную диету, дабы сохранить в худобе своё вечно рыскающее в
поисках пищи тело, ни за что бы не прикоснулся к изделию из теста. Поэтому
становится понятным и логичным тот факт, что и Волку не место в чёрном списке
убийц Колобка. И все его угрозы в адрес последнего есть не что иное, как вопль
бессилия и неудовлетворённости. А ответ Колобка русский народ подаёт нам под
соусом хладномыслия и расторопности главного героя. Не судить же нам
доморощенных сказочников за столь самобытную аллегорию! Следующий претендент на поедание Колобка
– Медведь – употреблял в пищу всякое продовольствие, но предпочитал всё же мёд
и малину. К тому же он имел весьма смутное представление о вкусе изделий из
муки. Колобок для него оказался продуктом, условно годным к съедению. Для
полноты ощущений его следовало предварительно облить свежим медком или сдобрить
толчёной малиной, но этих-то добавок ему как раз и недоставало (в сказке про
мёд и малину ничего не сказано!). Пока Медведь раздумывал над тем, где бы
разжиться недостающими ингредиентами, Колобок соскучился и укатился так далеко,
что, по свидетельству русского народа, и след его простыл. И, наконец, последней героиней нашей
сказки стала Лиса – животное, известное не столько своею хищностью, сколько
хитрой изобретательностью. С этой немаловажной особенностью Лисьей натуры
связаны и нюансы её пищеварения: переработка пищи в её организме представляет
собою весьма хитрый, сложный и запутанный процесс. А из сего вытекает ещё один
весомый аспект: Лисий стол настолько разнообразен, что перечень блюд, закусок и
напитков Лисьего меню может занять не один книжный том. Наряду с традиционными
кроликами, курами, зайцами и мышами в рационе Лисы фигурируют также яйца,
молоко, молодые цыплятки и прочая продукция аграрного сектора. Кроме того, как
нам стало известно из другой, не менее популярной русской сказки, в которой
битый небитого везет, Лиса вполне может питаться также свежей рыбой и сырым
тестом. Стало быть, коль даже тесту нашлось применение в Лисьем меню, то печёному
Колобку там найдется место и подавно. И вот – кульминация сказки! Сперва
звучит роковая фраза Лисы: «Колобок, Колобок, сядь мне на язычок!». Эта просьба
была основана на том, что рыжая пройдоха якобы туга на ухо, однако реальная
подоплёка крылась в другом: исполнив просьбу Лисы, Колобок оказался в пасти
прожорливой обманщицы. Затем произошло тщательное пережёвывание главного героя,
его проглатывание и переваривание. Колобок погиб страшною и насильственной
смертью… Лисе же удалось избежать не только ареста и наказания со стороны
правоохранительных органов, но даже общественного порицания за аморальное
поведение в условиях цивилизованного социума. Суд над убийцею так и не
состоялся – якобы по причине недостатка вещественных доказательств
преступления. Да и откуда им взяться? Ведь Колобок был непосредственно съеден
до крохи, а результаты анализа кала Лисы повергли в шок самых опытных
экспертов. По ним получалось, что сие святое существо питается лишь манною
небесною! Трагизм этой сказки заключается не
столько в самом факте гибели главного героя, сколько в том, что погиб он
совершенно напрасно, не оставив после себя ни светлых воспоминаний, ни
результатов великих дел, ни вдовы с детьми, ни могилы, которой могли бы
поклониться просвещенные гении мира сего. И, главное, никто не успел вписать в
летопись рецепт Колобка. Поэтому мы и считаем его самым трагическим персонажем
русского народного творчества, а саму сказку – одним из немногих в его истории
примеров дидактического, нравоучительного повествования, в котором гибнет
главный герой и отсутствует счастливый конец, которого нам порою так не хватает. Однако это произведение всё же имеет
некоторый практический смысл. В наше непростое время оно заставляет ставить
вопрос о качестве выпечки и вообще кондитерских изделий, о чём мы уже говорили
выше. Можно, конечно, вспомнить незабвенный кекс-чебурашку, сладкую соломку с
маком, ромовую бабу и ванильное печенье, но поднять качество современных лакомств
до уровня старого доброго Колобка наши кулинары до сих пор не в силах.
|
| ||||||||||||
| ||||||||||||||
Copyright © 2011, | ||||||||||||||