ЛитГраф: произведение
    Миссия  Поиск  Журнал  Кино  Книжный магазин  О магазине  Сообщества  Наука  Спасибо!      Главная  Авторизация  Регистрация   



1 1

Друзья:
1 1

Двор

 Ха́йку - жанр японской пейзажной лирики, стихотворение в виде монострофы без рифм, в которой чередуются стихи с разным числом слогов (метрическая схема строфы: 5–7–5).
В классическом хайку центральное место занимает природный образ, явно или неявно соотнесённый с жизнью человека. При этом в тексте должно быть указание на время года.
Литературный энциклопедический словарь

 

Несколько лет между детством и юностью я прожил в маленьком доме на пыльной улице большого старого Города. Напротив дома начинался кирпичный завод с песчаным карьером. С улицы  в окна был виден конвейер - непрерывная лента сырой глины в одном окне,  медленно ползущие серые кирпичи - в другом. В этой непрерывности было что-то завораживающее.


Завод тянулся вдоль нашей улицы до перекрёстка с другой, носившей имя красного командира, с почестями зарезанного соратниками. Я бегал на угол за хлебом и молоком в магазин "У Полоника" - его называли так по имени прежнего владельца. Над магазином, на втором этаже,  жил мой одноклассник - иногда я помогал ему делать уроки. Двор  был большой, несколько домишек и пристроек плотно примыкали друг к другу, крытая лестница тянулась на второй этаж. Мы любили там играть и прятаться в многочисленных закоулках. Двор был виден из окон высокого дома напротив - там на верхнем этаже жила моя первая любовь.


Одну из пристроек занимал дворник, угрюмый немногословный человек. Дети считали его сумасшедшим - в самый неожиданный момент он мог остановиться и глухим голосом монотонно произнести непонятную фразу. Одна из них мне запомнилась:

"Стаей оленей листья бегут от метлы остался один"

Мне показалось, он жалуется на одиночество, и я стал с ним здороваться. Может, поэтому он иногда произносил эти фразы, обращаясь ко мне.


Я уехал с этой улицы, потом - из Города, и долго не вспоминал дворника. Прошли годы - и постепенно, как контуры фотографии под красной лампой, начали проступать слова, и возникла еще одна из его фраз:

"Полдень спит ветер низко висят облака дождь будет тёплым"

Я отмахнулся от смутной беспричинной тревоги - настоящая жизнь, насыщенная и интересная, не оставляла места воспоминаниям.


Прошли месяцы, беспокойство вернулось - и через неделю проявилась ещё одна фраза:

"Кругом тишина время будто замёрзло всё неподвижно"

Тревога ушла, на этот раз ненадолго - следующая фраза никак не складывалась, появилось ощущение пустоты, будто я забыл что-то важное. Когда на работе возникла потребность съездить в старый Город, я с облегчением вызвался. Мне казалось - если я увижу дворника, или хотя бы двор, наваждение пройдёт.


Я не сообщил о своем приезде ни оставшимся в Городе друзьям, ни своей первой любви, живущей по-прежнему на верхнем этаже большого дома. Я вышел из трамвая за две остановки и пошел по улице красного командира, узнавая и не узнавая окружающее. Ожидание встречи было волнующим и прекрасным, я невольно стал замедлять шаги. Я подошел вплотную - и мое сердце оборвалось: на месте магазина был высокий серый забор. Я свернул за угол и вошел в дом, где жила моя первая любовь. Теперь он не казался большим - четыре этажа, но сверху по-прежнему должен быть виден двор. Чердачная дверь была незаперта; я постоял несколько мгновений, прежде чем выглянуть в окно.


Вместо крыши магазина были видны фундаменты по периметру двора, как на археологических раскопках. Трамвай прогрохотал внизу и остановился на углу; забор был не длиннее трамвая. Целый мир, которым был старый двор, просто не мог здесь поместиться - но остатки его лежали внутри этого маленького прямоугольника.


Не помню, как я спустился на улицу и повернул за угол, как долго глядел через дорогу на серый забор, постепенно привыкая к мысли, что придется жить дальше с ощущением пустоты. Меня вывела из оцепенения возникшая на фоне забора радуга. Я повернул голову - через перекресток медленно двигалась поливальная машина. Когда ее мокрый бок проплыл мимо меня, в шуме уходящей воды, смывающей остатки последнего снега, глухой монотонный голос явственно произнес:


в свой час тает снег
время нельзя повернуть
и не пытайся

Закончился март. Всё вернулось на место. Тревога ушла.

* * *
полдень спит ветер
низко висят облака
дождь будет тёплым

* * *
стадом оленей
листья бегут от метлы
остался один

* * *
кругом тишина
время будто замёрзло
всё неподвижно

***
Если читатель достаточно терпелив чтобы дочитать этот опус до конца, он может оказаться достаточно любознателен чтобы ответить на два вопроса:
1. Где происходит действие рассказа?
Любители и знатоки русской (ранней советской) классики могут найти подсказку в тексте рассказа, в нескольких местах.
2. Сколько хайку (разных, не считая повторений) в тексте рассказа?
Этот вопрос для внимательных.
Спасибо за внимание:)



 

 

Рекомендуем:

Скачать фильмы

     Яндекс.Метрика  
Copyright © 2011,