ЛитГраф: читать начало 
    Миссия  Поиск  Журнал  Кино  Книжный магазин  О магазине  Сообщества  Наука  Спасибо!      Главная  Авторизация  Регистрация   

 

E-mail:

Пароль:



Поиск:

Уже с нами:

 

П. Амнуэль

УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ФАНТАЗИЙ

Курс лекций по развитию творческого воображения (РТВ) и теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) для начинающих.

   Часть первая
  
   Как научиться фантазировать
  
   ФАНТАСТИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
  
   Начнем с простого: расскажите своим детям (или внукам) сказку:
   – Жил да был крокодил...
   – Про крокодила я уже слышал!
   – Однажды Чебурашка...
   – И про Чебурашку тоже!
   – А Робокар…
   – Надоели мультики про робокаров!
   – Про что же ты хочешь? – спрашиваете вы с тихим отчаянием, думая о том, что было уже и о китах, и о котах, и о ракопауке с планеты Пандора.
   – Про такое животное, про какое никто и никогда не рассказывал!
   Знакомая ситуация? Если нет, не волнуйтесь, это означает только, что все впереди. Фантазия у детей не в пример богаче, чем у вас. Не обижайтесь, но это установленный наукой факт.
   Что делать?
   Для начала – решите простенькую задачу: придумайте животное, о котором еще никто никогда не рассказывал.
   Рецепты развития воображения достаточно просты; проще, чем рецепты развития памяти и методики овладения иностранными языками. Рецепты эти – предмет изучения новой науки, которая называется теория сильного мышления. Создателем этой науки является советский изобретатель и писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер (Генрих Альтов). Частями новой науки являются ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), РТВ (развитие творческого воображения) и ЖСТЛ (жизненная стратегия творческой личности). О теории сильного мышления недостаточно слышать – ее нужно знать. Если не фантастические возможности ТРИЗ и не практические рекомендации ЖСТЛ, то хотя бы некоторые способы развития фантазии.
   Вот первый способ.
   Вспомните американский фантастический фильм «Дорогая, я уменьшил ребенка!». Обыкновенный мальчик уменьшился до микроскопических размеров, лист лопуха стал для него будто гигантский корабль. Или фильм «Фантастическое путешествие», сценарий которого написал известный американский фантаст Айзек Азимов. Сюжет: подводную лодку с экипажем уменьшили в тысячи раз и «запустили» в вену тяжело больного человека. Началось удивительное путешествие внутри кровеносных сосудов, битва с микробами и бактериями...
   Гораздо раньше были «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта. Лилипуты, которые помещались на ладони бравого английского моряка.
   Замечаете систему? Дети уменьшились до размеров насекомого. Подводная лодка уменьшилась до размеров микроба. Лилипуты – люди, уменьшенные в полтора десятка раз...
   Прием уменьшения. Просто, но эффективно.
   Уменьшать можно не только размеры. Например, вес. В рассказе Герберта Уэллса «Правда о Пайкрафте» главный герой принял патентованное средство для похудения и... Он остался толстяком, но вес его уменьшился до нуля! Бедный мистер Пайкрафт взлетел под потолок и не знал, как спуститься обратно. Перечитайте рассказ: очень полезно для развития фантазии.
   – Хорошо, – говорите вы сыну, – моя новая сказка не про крокодила Гену и не про Покемона.
   Вы вместе придумываете новую историю. О том, как Гарри Поттер стал меньше в семьсот тридцать два раза и решил отомстить своим мучителям в Школе магии. Он сделал... Дальше – сами.
   И попробуйте решить еще одна задачу.
   Вы и ваши дети наверняка читали замечательную сказку Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Вот у кого было великолепное воображения (кстати, и прием уменьшения Кэрролл использовал – вспомните, где именно)! Но и от читателей этой сказки тоже требуется немало фантазии.
   Вы читали сказку по-русски? Переводили ее в разное время разные переводчики, и каждый раз сталкивались с трудной проблемой. Стихи в «Алисе» – пародии на произведения, известные каждому англичанину с детства. Но мы не англичане. Если мы не знаем стишка, который пародировал Кэрролл, как понять «изюминку» пародии?
   Можно сделать пародии не на английские стихи, а на русские, которые нам хорошо знакомы (так поступил Владимир Набоков). Но тогда начисто пропадает английский характер книги!
   Как должен поступить переводчик? Переводчица Наталья Демурова задачу решила. А вы?
   Задача простая, но требует воображения. И, кстати, прием уменьшения здесь не сработает. Нужен другой прием.
  
   МИКРОБЫ, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ!
  
   Новая наука – теория сильного мышления – утверждает, что каждого человека можно научить изобретать. Причем, как ни парадоксально, изобретатель совсем не обязательно должен быть специалистом, скажем, в металлургии, чтобы решить сложную техническую проблему, касающуюся производства сплавов. На семинарах по теории творчества рядом сидят домохозяйка и инженер-электронщик – к концу курса оба представляют заявки на изобретения из области, например, кораблестроения.
   К этому парадоксу трудно привыкнуть, и Генрих Саулович Альтшуллер, автор ТРИЗ, обычно рассказывал такую историю, почерпнутую из фантастической повести Роберта Шекли «Обмен разумов». Герой повести Флинн влюбился в девушку по имени Кэти, но красавица исчезла через минуту после знакомства, Флинн не успел узнать о ней ничего, даже номера телефона. Он впал было в отчаяние, но тут к нему обратился некий Вальдец и сказал, что обязательно найдет Кэти.
   – Вы ее знаете? – с надеждой спросил Флинн.
   – Никогда не видел. Но я специалист по теории поисков.
   – Ну и что? Как вы найдете Кэти, ничего о ней не зная?
   – Дружище, если бы вам было известно о Кэти все – ее привычки, друзья, желания и тому подобное, – удалось бы вам ее найти?
   – Наверняка удалось бы, – ответил Флинн.
   – А теперь рассмотрите обратный случай. О теории поисков я знаю решительно все. Зачем мне знать что-то о Кэти?
   Так вот, человеку, знакомому с теорией сильного мышления (и в частности, с ее составными частями: ТРИЗ, РТВ и ЖСТЛ), не нужно быть профессионалом-электронщиком, чтобы сделать изобретение в области электроники. И жизнь не раз это доказывала!
   А начинается обучение творчеству с малого – с тех самых приемов развития воображения, о которых я начал рассказывать.
   Развитым воображением обладали писатели-фантасты: Жюль Верн, Герберт Уэллс, Александр Беляев, Генрих Альтов... Альтов – литературный псевдоним создателя теории сильного мышления Г. С. Альтшуллера. С ним ясно – Альтов пользовался плодами разработок Альтшуллера. Верн, Уэллс, Беляев и другие авторы пользовались приемами фантазирования интуитивно. Например, очень популярным в фантастике и изобретательстве приемом объединения.
   ...В некой бухте появился страшный хищник, способный лодку с людьми превратить в плоский блин. И что странно: никто этого монстра никогда не видел. Совсем как Лох-Несское чудище, только, в отличие от него, по-настоящему опасное. Так начинается рассказ советского фантаста Севера Гансовского «Хозяин бухты». Не буду пересказывать приключений, перейду к идее: оказывается, в воде бухты жили миллиарды микроорганизмов, которые в минуту опасности объединялись в единое существо, способное переломить хребет акуле. Опасность исчезает, и существо тут же распадается на миллиарды составляющих. Вот и попробуй побороться с таким чудовищем!
   Гансовский использовал классический прием объединения. Казалось бы, как могут микробы объединиться и превратиться в огромного хищника? А мы объединим! Это, кстати, очень важно. Запомните: когда пользуетесь любым приемом фантазирования, нужно обязательно добиваться принципиально новой идеи. Мы говорили о приеме уменьшения. Имейте в виду: если уменьшать, то так, чтобы получилось нечто совершенно новое! Если объединять что-то воедино, то пусть вас не смущает, что объединяемые предметы или существа, вроде бы, объединению не поддаются. Не нужно бояться думать!
   Известный в прошлом гроссмейстер Иоганн Цукерторт очень изобретательно воспользовался приемом объединения. Он вызвал на поединок двух гроссмейстеров сразу – Стейница и Блекберна – и заключил пари, что проведет с ними сеанс одновременной игры вслепую, причем наберет не менее одного очка. Оба гроссмейстера играли сильнее Цукерторта и пари, естественно, приняли. Так вот, Цукерторт искомое очко набрал. Как? Вовсе не шахматной силой, он использовал прием объединения. Цукерторт соединил гроссмейстеров друг с другом. Ходы Стейница он передавал Блекберну, а ходы Блекберна – Стейницу, естественно, не рассказывая о том, что его роль сводится только к роли рассыльного. Он мог и вовсе не уметь играть в шахматы, результат был бы тем же...
   А вот – классический пример из истории изобретательства. Долгое время на боевые самолеты навешивали броневые листы, чтобы защитить машины (и пилотов) от пуль противника. Но броня так утяжеляла самолеты, что скорость снижалась почти вдвое. Как быть? Проблема казалась неразрешимой, пока Туполеву не пришла в голову идея объединить броню с фюзеляжем: изготовлять фюзеляж не из привычного дюраля, а из броневых листов. Масса самолета резко уменьшилась, скорость резко возросла. Очень простое решение, но больше десяти лет оно никому не приходило в голову!
   Попробуйте решить задачу, использовав прием объединения.
   Один из музеев Германии приобрел в одном из музеев Франции картину Рубенса. Немецкие эксперты, исследовав на месте полотно, признали его подлинным, что и подтвердили своими подписями на обратной стороне картины. После этого картину упаковали и отправили в Германию. По прибытии на место провели повторную экспертизу (может, картину подменили в дороге?) и обнаружили, что это подделка. Но на обратной стороне подделки были подписи экспертов, удостоверявшие подлинность картины! И подписи были подлинными.
   Как была проведена эта «афера века»?
   А задачу о переводе на русский язык «Алисы в стране чудес» вы еще не забыли? Она тоже решается с помощью приема объединения, теперь вы и эту задачу должны решить запросто.
  
   ВСЕ НАОБОРОТ!
  
   Эпиграфом к замечательной фантастической повести Рэя Бредбери «451 градус по Фаренгейту» служат слова Хуана Хименеса: «Если тебе дают линованную бумагу, пиши поперек». Не знаю, думал ли американский фантаст о теории развития фантазии, но эпиграф выбрал очень точно. В наши дни пожарные тушат огонь, в будущем пожарные будут огонь разжигать – чтобы уничтожать книги. Вместо пожарных появятся антипожарные.
   Очень популярный в фантастике прием – сделать наоборот. Фантастические идеи, полученные с помощью этого приема, любопытны и парадоксальны. Может, вы читали интересный рассказ Уильяма Тэнна «Срок авансом»? Идея простая. В наши дни, если человек убивает своего врага, то получает за это большой тюремный срок. В мире будущего – все наоборот. Некто является в суд, заявляет, что намерен убить своего врага, и получает за это большой срок. Отсидев (за хорошее поведение – половину срока), некто имеет теперь полное право где угодно отыскать врага и убить его. Нетривиальная идея, отличная работа воображения, а сколько психологических коллизий! Ведь герой рассказа не объявляет заранее, кого намерен убить, вернувшись из заключения. Десятки людей, с которыми он был так или иначе связан, теряют покой – кто из них?..
   Прием наоборот: обычно все тела притягиваются к Земле, а что, если вместо притяжения будет отталкивание? Получается роман Герберта Уэллса «Первые люди на Луне».
   Все знают, что, если лететь со скоростью, близкой к скорости света, время замедляет свой бег. На этом основан известный парадокс близнецов и множество фантастических рассказов о возвращении космонавтов. А если наоборот: время не замедляется, а ускоряется? Об этом рассказ братьев Стругацких «Частные предположения».
   Все мы стареем. А если наоборот? Тогда получается рассказ Станислава Лема «Восьмое путешествие Ийона Тихого», где герой молодеет день ото дня, превращаясь, в конце концов, в младенца. На тему «обратного времени» написано множество произведений: «Загадочная история Бенджамина Баттона» Френсиса Скотта Фицджеральда, «Стрела времени» Мартина Эмиса, «Все начинается с молчания» Владимира Михайлова…
   Покопавшись в памяти, каждый вспомнит не одно, а несколько литературных произведений (не обязательно фантастических), где ситуация поставлена с ног на голову.
   Среди приемов развития воображения прием «наоборот» стоит особняком. Причина простая: с ног на голову можно ставить не только вещи, явления или ситуации, но и приемы развития воображения. Мы уже знаем два приема: уменьшение и объединение. А если наоборот? Тогда получим еще два приема: увеличение и дробление. Увеличение: это свифтовские великаны, вольтеровский Микромегас, звездолет размером с планету в «Бегстве Земли» Френсиса Карсака.
   А идея Станислава Лема о передаче людей на расстояние? Сначала профессора Тарантогу раздробили на отдельные атомы, а потом, в другом уже месте, атомы объединили в милого профессора. Приемы дробления и объединения без всяких примесей.
   В дальнейшем, рассказывая о каком-нибудь приеме развития воображения, не будем забывать о приеме «наоборот» и каждому новому приему станем противопоставлять антиприем.
   Но что мы все о фантастике? Воображение нужно нам в реальной жизни! Вот техническая проблема: зима в Сибири, на открытых железнодорожных платформах лежат окаменевшие от холода минеральные удобрения. Необходимо разгрузить такой состав. Много лет делали самое, казалось бы, естественное: нагревали груз, пока огромные глыбы не распадались на комки. Но сколько надо было горелок, сколько топлива пропадало! В конце концов, явился изобретатель и сделал наоборот: предложил обливать груз жидким азотом. Глыба охлаждается еще больше, становится хрупкой и распадается на части. А жидкий азот испаряется без следа. Красивая идея?
   А вот изобретение, сделанное с помощью приема дробления. Нефть хранят в резервуарах, летом резервуар сильно нагревается, и много нефти улетучивается. Казалось бы, чего проще: нужно накрыть жидкую нефть крышкой. Но стенки резервуара неровные, между крышкой и стенками остается зазор, и нефть продолжает испаряться. Как быть? Изобретатели воспользовались приемом дробления: раздробили крышку, предложили насыпать в резервуар мелкие шарики, плавающие на поверхности нефти. Проблема исчезла: теперь, какой бы формы ни были стенки резервуара, «крышка» из шариков не оставляет никаких щелей!
   Вы еще не забыли задачку о фантастическом животном? По мере того, как вы будете узнавать новые приемы фантазирования, возвращайтесь к этой задаче и придумывайте очередное животное. И вам тренировка, и детям – новая сказка.
   Например, прием «наоборот». Что делает животное, когда голодно? Находит добычу и ест ее. Сделаем наоборот: пусть животное находит добычу и заставляет себя съесть. Скажем, фантастический кролик на планете Фу насыщается, попадая в желудок местного удава: там и пищи много, и волк не догонит. А как выбраться обратно? Для этого есть другие приемы – уменьшения, увеличения, дробления... Подумайте сами.
   А теперь простенькая задача. Как можно определить температуру жука, пользуясь обычным градусником? С человеком проблем нет, даже тигру можно измерить температуру, если его связать. А жуку?
   Решение очень простое. Нужно воспользоваться одним из приемов, которые мы уже знаем. Пока их пять: увеличение, уменьшение, объединение, дробление и «наоборот».

Далее читайте в книге...

ВЕРНУТЬСЯ

 

Рекомендуем:

Скачать фильмы

     Яндекс.Метрика  
Copyright © 2011,